Закон о старообрядцах 1883

Закон о старообрядцах 1883

В.А. Федоров Русская Православная Церковь и государство


Древо сайта | | ◄ ► Во время проведения крестьянской реформы 1861 г. царское правительство, прекрасно понимая, что подготовленные к обнародованию законодательные акты не могут удовлетворить крестьян, готовилось к предотвращению ожидаемой вспышки крестьянских волнений. Помимо принятых полицейских и военных мер, оно обратилось за содействием к Церкви.

24 ноября 1860 г. министр внутренних дел В.Н. Синода А.П. Толстому от имени царя предписание: «Вменить в обязанность чрез епархиальное начальство приходским по губерниям священникам, чтобы они <.> по обнародовании Указа и Положения об улучшении быта крестьян, при каждом удобном случае внушали бы крестьянам, чтобы они и впредь усердно и постоянно исполняли свои обязанности к государю и установленным властям, объясняя при том, что дарованные крестьянам права и льготы упрочат их благосостояние

Политика государства по отношению к старообрядцам

Эта статья и защищена от правок, но можно оставить комментарий на .

Панин направил обер-прокурору Св.

В.В. Машковцева. Конфессиональная политика государства по отношению к старообрядческим культовым центрам в середине — второй половине XIX в. (На примере Малмыжского уезда Вятской губернии) В статье анализируется конфессиональная политика государства по отношению к старообрядческим молельням в середине — второй половине XIX в.
Территориальные рамки исследования ограничены Малмыжским уездом как одним из центров старообрядчества Вятской губернии. Автор показывает реализацию конкретных нормативно-правовых актов на практике, используя при этом в качестве Источниковой базы архивные и законодательные материалы.

The article analyses the confessional state policy in relation to the Old Believers’ pray-houses in the middle and in the second half of the XIX century.

The territorial scope of the study is limited to Malmyzh uyezd (district) as one of the centers of the Old Believers in Vyatka province.

Закон о старообрядцах

Оглавление: Либеральная политика Екатерины II и Павла I по отношению к старообрядцам продолжалась и в царствование Александра I (1801—1825). В циркулярном письме всем губернским начальникам от 19 августа 1820 г.

задачи правительства в отношении старообрядчества формулировались следующим образом: «Раскольники не преследуются за мнения их секты, относящиеся до веры, и могут спокойно держаться сих мнений и исполнять принятые ими обряды, без всякого, впрочем, публичного оказательства учения и богослужения своей секты… ни под каким видом не должны они уклоняться от наблюдения общих правил благоустройства, законами определенных».
Считая староверие сектантством, которое со временем должно быть полностью изжито, и называя послабления послепетровского времени «мнимыми правами» старообрядцев, правительство Александра I, тем не менее, не желало начинать новых гонений. В государственном законодательстве этого времени ярко выразился тот же принцип, по которому господствующая церковь решилась на учреждение единоверия – «терпимость без признания».

Рекомендуем прочесть:  Прибыль проводки бюджет

На практике же политика правительства выражалась в том, чтобы «не замечать» старообрядчества.

Конфессиональная политика государства в отношении сектантства и старообрядчества в Российской империи во второй половине XIX — начале XX веков

The article investigates the evolution of the religious policy of the Russian state against sectarianism and the Old Believers in the second half of XIX — early XX centuries.

Particular attention is paid to analysis of the main legal acts regulating the legal status of sectarians and Old Believers, as well as church-state policy of the Russian Empire, in relation to these religious groups with the middle of the XIX and early XX centuries, before the publication of the manifesto «On strengthening began toleration» April 17th, 1905.
Keywords: sectarianism, Old Believers, a sect, church-state relations, confessional politics, crime against the faith, schismatics, sectarians, religion, regulations, legislation, Orthodox Church.

Правовой статус подданного в Российской империи был неразрывно связан с его сословной принадлежностью, а также с принадлежностью к той или иной религии, отсюда в свою очередь, вытекал весь комплекс корреспондирующих друг другу прав и обязанностей.

Глава 57. Золотой век старообрядчества

В Российской империи проживало не менее 15 миллионов староверов.

По некоторым данным, старую веру исповедовало до трети всех великороссов.

В XIX веке стала очевидной необходимость дарования старообрядцам свободы вероисповедания. В том столетии, омраченном войнами, заговорами и покушениями, христиане имели возможность не раз засвидетельствовать искреннюю верность русским самодержцам.

Недаром в начале ХХ века глава тогдашнего правительства Сергей Юльевич Витте писал, что староверы в России всегда составляли слой, «наиболее преданный своему царю и родине». Вот один из многих примеров проявления верноподданнического чувства. Когда 1 марта 1881 года был убит император Александр II, прихожане Рогожского кладбища испросили у властей разрешения принести присягу новому государю.

Разрешение было получено. После молебна в Рождественском соборе духовенство и миряне присягнули Александру III.

При нем законодательство о старообрядцах было несколько смягчено.

Закон 1883 года о старообрядцахПамять История и события

3 (16) мая 1883 г.

вышел новый закон о старообряд­цах, который, несмотря на то, что еще продолжали оставаться в силе многие ограничения в отношении сторонников древлего благочестия, явился немало­важной вехой в истории Староверия. Развитие старообрядчества в Российской импе­рии всегда находилось под пристальным вниманием правительства.

Либеральная политика Екатерины II и Павла I по отношению к старообрядцам продолжалась и в царствование Александра I (1801-1825).

В циркулярном письме всем губернским начальникам от 19 августа 1820 г. задачи правительства в отношении старообрядчества формулировались следующим об­разом: «Раскольники не преследуются за мнения их секты, относящиеся до веры, и могут спокойно дер­жаться сих мнений и исполнять принятые ими обряды,

Русское старообрядчество в XIX веке

Либеральная политика Екатерины II и Павла I по отношению к старообрядцам продолжалась и в царствование Александра I (1801—1825). В циркулярном письме всем губернским начальникам от 19 августа 1820 г.

задачи правительства в отношении старообрядчества формулировались следующим образом:

«Раскольники не преследуются за мнения их секты, относящиеся до веры, и могут спокойно держаться сих мнений и исполнять принятые ими обряды, без всякого, впрочем, публичного оказательства учения и богослужения своей секты… ни под каким видом не должны они уклоняться от наблюдения общих правил благоустройства, законами определенных»

. Считая староверие сектантством, которое со временем должно быть полностью изжито, и называя послабления послепетровского времени «мнимыми правами» старообрядцев, правительство Александра I, тем не менее, не желало начинать новых гонений.

В государственном законодательстве этого времени ярко выразился тот же принцип, по которому господствующая церковь решилась на учреждение единоверия – «терпимость без признания». На практике же политика правительства выражалась в том, чтобы «не замечать» старообрядчества.

В ожидании свободы для старообрядцев при Александре 3

Всякая свобода, тем более религиозная, дается нелегко, лишь после больших усилий и многих страданий.

Путь к ней очень длинен и весьма тернист.

Сколько раз она провозглашалась в России и как быстро после сего она меркла и без боя уступала свое место всякому гнету, притеснениям, гонениям и всякой несправедливости. Тираны не выдерживают ее яркого света и в таком случае или сами слепнут от нее и гибнут, или гасят этот свет и губят свободу.

«Освободительное» царствование Александра II закончилось, как мы видим, весьма печально.

Наступило царствование Александра III, над великой страной сгустились сумерки реакции. Но старообрядцы и в это время продолжали верить и надеяться, что им, как верным сынам своего отечества и своего государя, даст правительство хотя какое-нибудь облегчение в их тягостном религиозном положении.

К несчастью всей страны, на ее внутреннюю политику имел роковое влияние тогдашний обер-прокурор Синода К.П.

Исторические предпосылки закона «Об укреплении начал веротерпимости» 1905 года и расцвет старообрядчества

ИМЕННОЙ ВЫСОЧАЙШИЙ УКАЗ, ДАННЫЙ СЕНАТУ, «ОБ УКРЕПЛЕНИИ НАЧАЛ ВЕРОТЕРПИМОСТИ» 17 апреля 1905 г. В постоянном, по заветам Предков, общении со Святою Православною Церковью неизменно почерпая для Себя отраду и обновление сил душевных, Мы всегда имели сердечное стремление обеспечить и каждому из Наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести.

Озабочиваясь выполнением таковых намерений, Мы в число намеченных в указе 12 минувшего декабря преобразований включили принятие действительных мер к устранению стеснений в области религии.