Субъекты права и правосознания философия права

Правосознание как проблема философия права


7 Правосознание —это отношение людей к праву, основанное на знаниях о праве и чувствах. То есть субъективное восприятие правовых явлений. Это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. Право— это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Для ответа на вопрос о сущности правосознания недостаточно привести ту или иную удачную его дефиницию. В большинстве из них акцент делается на определенного рода систему знаний, то есть правосознание раскрывается как «совокупность взглядов, идей, выражающих

Субъекты правосознания и виды правосознания

4Субъектами (носителями) правосознания могут выступать как отдельные индивиды, так и различные социальные группы вплоть до социума в целом. В соответствие с этим различают следующие виды правосознания: индивидуальное, групповое и общественное (социальное) правосознание.

Индивидуальное правосознание характеризует правосознание каждой отдельной личности. Чаще всего, оно несет в себе родовые черты общественного правосознания, но может и существенным образом отличаться от него (так правосознание Сократа явно отличалось от правосознания афинского общества, приговорившего его к смерти). Проблема формирования нормального, здорового правосознания личности является насущной необходимостью, прежде всего, для российского общества, находящегося в состоянии трансформации.

Правосознание как проблема философии права

Философия правового сознания.

Огромное значение правосознания для нормального действия права в обществе и государстве подчеркивалось многими российскими правоведами.

Для ответа на вопрос о сущности правосознания недостаточно привести ту или иную удачную его дефиницию. В большинстве из них акцент делается на определенного рода системе знаний, то есть правосознание раскрывается как «совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным и неправомерным».

По мнению Спиркина,

«правосознание — это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей; это правовые теории, правовая идеология»

. В рамках такого подхода, правосознание является идейным выражением объективных общественных отношений, отражающих в свою очередь, господствующие в обществе экономические и социальные отношения. Право воздействует на формирование правосознания; а последнее реализуется в праве и правосудии.

Рекомендуем прочесть:  Замена прав в новочеркасске

Правосознание в истории права и философии России

Рязанцев Сергей Владимирович, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Тульского филиала НОУ ВПО «МосковскаяАкадемияПредпринимательства при Правительстве Москвы», В статье на основе «спора» двух выдающихся представителей либерального направления в русской религиозной философии Л.Н.

Толстого и И.А.Ильина раскрывается понятийное содержание и практическая роль правосознания, как в истории, так и на современном этапе развития России, основанной на этике ненасилия.Ключевые слова: правосознание, правосоздание, суд, совесть, правовая совесть, естественное право, самосовершенствование, божественное совершенство.Вопрос о ценностной природе положительного права в сознании человека, гражданина своей страны, является одним из основных в философии права многих ученых и политиков прошлого века и нынешнего времени;даже Л.Н.

Право и правосознание

42 Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы.

Она становится объектом изучения не только конкретных юридических наук, но и философии права, которая рассматривает наиболее общие, теоретико-мировоззренческие проблемы правовой жизни общества.

Уже в античной философии (Сократ, Платон, Аристотель) активно обсуждались такие вопросы, как соотношение права и справедливости, права и закона, права и силы и др.

Особенно большое место философия права занимала в философии Просвещения (доктрина «естественного права»), в немецкой классической философии (Кант, Гегель) и в марксистской философии (Маркс, Энгельс, Ленин). В западной и отечественной философии идея права получила осмысление в её неокантианском, неогегельянском, экзистенциалистском истолковании.

В любом случае,

§ 3. Специфика правового сознания


 Философия права. Учебное пособиеКальной И. И. Правосознание имеет собственную структуру.

Это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов, обеспечивающая целостность правосознания, его развитие и функционирование.В качестве структурных элементов традиционно выделяют правовую психологию и идеологию, индивидуальное, групповое и общественное сознание, обыденное, теоретическое и профессиональное правосознание.Правовая психология опирается на обыденное сознание и постоянно подпитывается повседневной эмпирической практикой людей. Ее содержанием выступают эмоции, переживания людей в связи с нормативными правовыми актами и практикой их осуществления.

Несмотря на свой стихийный, несистематизированный характер, именно правовая психология определяет успех или провал той или иной законодательной программы.

Рекомендуем прочесть:  Какой доход у управляющей компании

Невосприятие на уровне правовой

Универсальное и культурно- особенное в ценностном измерении права

.

Эта аксиома указывает на способ бытия права как отношение между людьми, причем отношение духовное, т.е.

предполагающее способность к чувству, разуму и воле. В аспекте отношения к другому человеку правовые смыслы проявляются в следующих установках правосознания: стремление к независимому достижению выгоды и благополучия, независтливость, сравнительно-состязательное понимание заслуг и успеха, неукоснительное соблюдение соглашений и договоров, признание приоритета справедливости перед состраданием и приоритета гражданской порядочности перед героико-патриотическим, семейными и конфессиональными добродетелями и др.
Правовые смыслы строятся вокруг единого понятия — автономии личности и представляют собой условие «возможности» права.

На нынешнем этапе общественного обновления данные установки оказываются не менее и не более важными, чем такие установки, как чуткость и милосердие. Правовое

Субъекты правосознания и виды правосознания

5Субъектами могут быть: отдельные индивиды, различные социальные группы, социум в целом.

В соответствие с этим различают виды правосознания: индивидуальное, групповое и общественное. Среди видов правосознания дополнительно можно выделить:обыденное, профессиональное и научное правосознание. 26. Правосознание и право Право и правосознание.

Очевидно, что сознание – необходимый фактор всякой человеческой деятельности, сознание вообще, тем более это относится к сфере права, чье осуществление, претворение в жизнь невозможны вне волевой сознательной деятельности.

Нет сознания – нет и права. Правосознание – духовная основа права, это его жизненная сила. Поэтому если мы подрываем основы правосознания, то тем самым подрываем основы жизненной силы самого права. Правосознание – творческий источник позитивного права. Конечно же, образ будущих законов, иных нормативных актов сначала существует в сознании законодателя.

Взаимосвязь права и правосознания в контексте философии права.

Правосознание – неизбежный спутник права. Существование права нераздельно с реализацией воли и сознания людей. Требования и нормы общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических прав и обязанностей субъектов до тех пор, пока они не «пройдут» через сознание человека.

С другой стороны, реализация права, по сути дела, есть процесс интеграции норм в правосознание народа, конкретных социальных групп. Связь права и правосознания носит характер взаимодействия, т.е.

такого соотношения, в котором между этими явлениями возникает встречная зависимость. С одной стороны, развитие и состояние правосознания во многом обусловлено законодательством.